Холодный, пустой кошмар...


Katatonia - вовсе не дети солнечного света и радости. Мрак, пустота и отчаяние - вот знаки отличия этой шведской команды. Время наложило на их музыку свой отпечаток: от doom-black metal в начале творческой карьеры до печального, но почти альтернативного звучания нового альбома, все их пластинки производят сильное впечатление.

Последний альбом (имеется в виду "Tonight's Decision" - Mozart) продолжил формирование стиля, которое началось на предшественнике, пробило стандартные клише мрачного металла и катапультировало группу на альтернативные музыкальные просторы. Сначала в смене стиля кажется что-то неуверенное, но чем больше слушаешь новый альбом, тем больше в нём находишь новых качеств, говорящих о том, что за стеной нового саунда скрываются всё те же Katatonia, мастера мрачного звучания. Державшийся ранее в стороне вокалист Jonas Renkse обмолвился по телефону парой слов о новом альбоме "Tonight's Decision" и переходе на английский лейбл Peaceville...

Привет, Jonas, с чего бы начать...  В составе группы не упоминается барабанщик. Все барабанные партии исполнял ваш  продюсер Dan Swano, как это и было объявлено ранее?

Да, так и есть, Dan сыграл все барабанные партии.

Помогал ли в этот раз Mikael из Opeth записать пару вокальных партий, или весь вокал на альбоме твой?

Mikael, как и на предыдущем альбоме, был вокальным со-продюсером, но начиная с "Discouraged Ones" пою только я.

Почему с "Discoureged Ones" вы отказались от глубокого и пронзительного гроулинга и теперь используете только чистый вокал?

На первом альбоме "Dance Of December Souls", также как и на последующем EP "For Funerals To Come", пел я, но затем мой голос перестал походить на типичный death-metal гроулинг. Поэтому на втором альбоме "Brave Murder Day" мы пригласили петь Mikael'а. Когда же мы писали материал для третьего альбома "Discouraged Ones", мы подумали, что можно попробовать петь чистым вокалом. К тому же он больше подходил для нового материала и мы решили двигаться дальше в этом направлении. Это решение можно рассматривать как дальнейшее развитие.

Название "Tonight's Decision", рельсы и призрак человека с обложки, а также очень мрачно, почти что самоубийственно звучащие названия песен имеют какую-то общую концепцию, или каждая песня рассказывает свою собственную историю?

Хотя у альбома есть общее настроение, в действительности каждая песня рассказывает свою историю. Тексты довольно мрачные, да и музыка тоже, название и замечательная обложка тоже соответствующие. Может у альбома и есть видимость определенной концепции, но какой-то связанной истории он не рассказывает.

А что с названием "Tonight's Decision" - к этим словам нужно относиться как к самоубийству?

Название действительно можно интерпретировать и как самоубийство, однако у нас не было умысла придавать альбому такую суицидальную окраску. У названия много значений, оно даёт широкий простор для интерпретации, каждый может делать с ним всё, что захочет.

Ещё раз вернёмся к обложке: человек, наподобие призрака стоящий на рельсах, и ворон, летящий навстречу - у всего этого есть какое-то определённое значение?

Ну да, это соответствует нашим основным представлениям. Мы связались с одним американским художником (Travis Smith - Mozart), который, по нашему мнению, хорошо поработал, он просто находка для этого альбома. Мы непременно хотели, чтобы был синий цвет и рельсы, я думаю, рельсы отлично подходят к музыке. Мы выискали этот мотив в работах, которые он нам прислал. Я считаю, что обложка вышла очень удачная.

Тексты, которые ты пишешь, просто описывают картины и видения, создаваемые настроением музыки или же они - что-то вроде фильтра, через который ты пропускаешь свои личные чувства?

Вообще-то можно сказать, что и то, и другое. Я действительно пытаюсь писать тексты, подходяшие для нашей музыки. Но мне нравится писать и о своих личных чувствах. Некоторые вещи в моих текстах очень личные, а некоторые не имеют ко мне никакого отношения, но хорошо подходят к музыке.

Какие группы в настоящее время оказывают влияние на вашу музыку?

Современная метал-сцена не оказывает на нас большого влияния, мне кажется, она уже долгое время не производит ничего нового. Мы слушаем много музыки альтернативных направлений. Можно сказать, что если музыка создаёт мрачную атмосферу и нравится нам, мы её слушаем и неважно, в каком она стиле. Одна из групп, которую мы все в последнее время часто слушаем - это Tool. Вообще-то нас многое вдохновляет при написании музыки: наши личные переживания, музыка, которую мы слушаем дома и т.д.

Каковы твои планы как участника Katatonia и как самостоятельного музыканта?

Мы хотим и дальше играть нашу музыку, и чтобы никто не указывал нам, как это надо делать. Мы не собираемся стать новой Metallica, мы хотим записывать свои собственные песни и быть довольными этим. Если они встречают одобрение других, то это замечательно. Как музыкант могу сказать, что мне хочется экспериментировать, открывать время от времени новые музыкальные просторы и развиваться дальше. Что касается Katatonia, то мы прежде всего хотим отправиться в тур, а затем приступить к записи нового альбома, который будет ещё лучше, чем нынешний.

Представь, что вся концепция Katatonia - это сон, который ты видел и должен о нём поведать кому-нибудь на следующий день. Как бы ты его описал?

Это был бы, вероятно, кошмар, но без какого-либо действия, безмолвный, холодный, пустой...

Теперь небольшая "мозговая атака":

Люди...


Хмм,... Многие люди раздражают. Но некоторые, правда, вполне приемлемы.

2000-й год...

У меня нет какого-то особенного мнения на сей счёт. Для меня это нормальное наступление следующего года.

Алкоголь и наркотоки...

Алкоголь в порядке вещей, все мы не прочь иной раз выпить. Наркотики мы не употребляем, так что по этому поводу я немного могу сказать.

Нигилизм...

Для меня все религии одинаковы. Нигилизм меня тоже не интересует.

Металл...

Современная метал-сцена мало что может мне дать. Если я и слушаю иной раз металл, то это death-metal, которым я увлекался, когда был помоложе.

Каково распределение ролей в Katatonia?

Я пишу тексты, а Anders большую часть музыки, он талантливый музыкант. Собственно у нас групповая работа. Anders притаскивает свои идеи, и все участники группы делают вместе аранжировки для песен.

Как бы ты описал ваше развитие?

Когда мы только начинали, мы были ещё довольно молоды и подвержены влиянию всяких вещей, считавшихся "крутыми". В целом это можно охарактеризовать как созревание: от психов-сатанистов до эмоциональной музыки. Мы стали старше и более открытыми. Теперь Katatonia повернулась в сторону личностей и характеров участников группы. Я думаю, мы стали мрачнее, реальнее чем раньше. Многое в музыке стало проще и понятнее.


интервью брал некто Benedikt Bjarnason

перевод с немецкого: Mr Mozart


новости история музыканты альбомы депрессия гости